Социальная сеть: психология виртуала

Социальная сеть Facebook появилась тогда, когда студент Марк Цукерберг и его соседи по общежитию Гарвардского университета решили узнать, у какой девушки есть парень, а у какой — нет. Такую задачу не могли решить существующие сайты знакомств: они показывали лишь свободных девушек, а сама необходимость искать спутника характеризовала их как неудачливых и неуспешных. Потому молодые ребята замыслили другую систему — строящуюся не по принципу открытого поиска, а по принципу дружеского общения, за которым был завуалирован поиск. Этой системой и стала первая версия сейчас всемирно известной Facebook.

Социальная сеть: завязываем знакомства

Правда это или вымысел создателей фильма «Социальная сеть», остается загадкой. Однако социальные сети составили серьёзную конкуренцию сайтам знакомств: так, Loveplanet.ru насчитывает 19 миллионов посетителей, а «Вконтакте» — десятки миллионов. Изначально цели отличались: соцсети проецировали в виртуальный мир реально существующий круг общения, а сайты знакомств его создавали. Однако теперь соцсети переняли задачи сайтов знакомств.

Здесь, как и в жизни, человек может окружить себя знакомыми и найти новых «друзей». Идея связать профили пользователей, отметив между ними дружеские связи, имела потрясающий успех. Человек, оставляющий смешные комментарии к фотографиям друзей и периодически встречающийся у них же, создаёт иллюзию близкого знакомства.

При этом, не стоит забывать, что кто владеет информацией, тот владеет миром. Чтобы защитить себя в гонке за новыми данными, в которой люди не видят ничего зазорного в краже информации, нужно использовать средства онлайн-защиты. Как минимум, стоит задуматься о кибербезопасности и купить VPN.

Каков он, завсегдатай социальных сетей? Сами того не зная, мы часто копируем харизматическую модель коммуникации, предложенную Дж. Голдхабергом. Исследователь выделял три типа харизматической личности:

— Герой — идеализированная личность, выглядит, «как мы хотим», говорит то, «что мы хотим».

— Антигерой — простой человек, выглядит, «как все», говорит то же, «что и мы».

— Мистическая личность — необычен, непредсказуем.

Социальная сеть дает возможность предстать в трех ролях каждому любителю «зависнуть» в интернете. Представление об идеале легко создается то умными цитатами, то фотошопом. «Антигеройство» проявляется, когда открываешь вкладку «Мои друзья» и видишь множество одинаковых аватар, а что касается мистической личности — не секрет, что эпатировать публику кричащими статусами и вызывающими фотографиями легче, чем сотворить что-то неординарное на публике.

Социальная сеть и ее манипуляции

Зачем человеку социальная сеть? Это — своего рода манипулятор сознания, в котором участвует и в качестве субъекта, и в качестве объекта каждый посетитель. Несмотря на индивидуальность действия, человек непрерывно находится в социальной среде, следит за действиями той или иной группы и невольно начинает подражать. Так изменяются психологические установки, ценностные ориентации, поведение целых аудиторий. Всё это происходит и в реальном мире, когда вращается в определенной компании, но круг реальных друзей обычно неизмеримо меньше виртуальных. Следовательно, и влияние слабее. Таким образом, приверженность к социальным сетям можно характеризовать и невысказанным желанием манипуляции. Это обосновывается конфликтом человека с самим собой (А. Маслоу), недоверием по отношению к другим людям (Э. Фромм), ощущением абсолютной беспомощности (философия экзистенциализма), боязнью тесных межличностных контактов (Э. Берн), некритическим стремлением получать одобрение всех и каждого (З. Фрейд). Внутренний конфликт зачастую проявляется в неком раздвоении личности, когда страница соцсети совсем не отражает реальное положение вещей. Что касается недоверия, социальная сеть позволяет приближать довольно близко в виртуальном плане, однако в любой момент скрыться, закончить разговор — просто выйти в оффлайн. Человек, поглощенный соцсетью, считает, что здесь безопаснее, ему уже не хочется налаживать контакты в реальной жизни. И в то же время социальная сеть позволяет получить отклик на любую фразу, деталь, фотографию — то, чего даже во время дружеской беседы добиться удается далеко не всегда. Предложение, вырванное из контекста, набирает лайки, по статусам и фотографиям посетители составляют мнение о жизни человека и его взглядах. Куда сложнее рассказать о собственной жизненной философии при встрече.

Медиа-теоретик Эли Паризер в книге «За стеной фильтров. Что интернет скрывает от нас» утверждает: система социальных сетей и персонифицированного поиска в конечном итоге привела к созданию личной «коробки идентичности», за пределы которой пользователь не может выбраться. Больше не существует общей базы знакомств, общей базы поисковиков или даже глобального интернета. Все, что видит пользователь, отобрано фильтрами в соответствии с предыдущими запросами и интересами.

Социальная сеть как «мыльный пузырь»

Когда-то Стив Джоббс сказал, что когда люди хотят включить мозги, они включают компьютер, а когда хотят их выключить — включают телевизор. Персонализированный интернет с хорошо отлаженной фильтрацией стремится к тому, чтобы вернуться в состояние push-медиа (в противоположность pull-медиа): бесконечной ленты, в которую падают новости, статусы, посты, ссылки, фотки, клипы. Фильтрация информации существовала всегда. Однако эту — электронную — фильтрацию Паризер называет «пузырем фильтров». У него, по мнению  специалиста, три отличия: во-первых, в этом пузыре вы одни, во-вторых, он невидим, в-третьих, часто вы попадаете туда автоматически, без предварительной подписки. Прежде чем пойти в определенное место, люди узнают отзывы. В интернете всё проще — вступил в группу одним кликом, и ты вместе с ещё тремя сотнями идешь на неведомую тебе до этого встречу.

Интернет-аналитики пишут о том, что персонализация уничтожает serendipity. Это — не просто случайная находка, а та, что была найдена на почти интуитивном уровне и привела к счастливым последствиям. Несмотря на разнообразие, которое предлагают интернет и социальные сети в частности, вся информация адаптируется под интересы конкретного человека. Показательным в этом плане является раздел «Рекомендуемые аудиозаписи» в контакте.

Еще одно следствие персонализации интернета — то, что можно назвать personality loop. Facebook в меру своих сил стремится подстроиться под нас — таких, как они нас представляют. И тем самым укрепляют само представление о нас, от которого отталкиваются. Благодаря персонализированному интернету мы снова и снова подтверждаем однажды зафиксированную идентичность. Каждый случайный или не случайный клик фиксируется и учитывается в этом портрете. Каждый клик в системах, стремящихся идеально под нас подладиться, может еще больше отдалить нас от нас самих.

В связи с этим возникает проблема: теперь каждый имеет виртуал, но не каждый задумывается о его существовании и, тем более, может его контролировать. Цифровой слепок-виртуал формируется каждым поиском, каждым кликом по ссылке и каждым лайком или перепостом в Facebook. Это автоматический виртуал. В то же время в Livejournal и на блоговых платформах «виртуал» был еще маской, которую можно было отложить в сторону, строя отношения с ней в той степени, в которой они тебе нужны.

Уже были комические случаи, когда Facebook, в пылу борьбы со спамом и неавторизованным контентом, сообщал, что ваш комментарий к чужому статусу «нерелевантен». Дальше, по логике, должны появиться неавторизованные и нерелевантные лайки и перепосты. Если вы не замечены в регулярном общении с тем или иным френдом и вдруг взялись его лайкать и комментировать, не иначе, как будете спамить или троллить.

Социальная сеть сдвигает вектор

Сама система взаимного обмена дружбами предполагает странный сдвиг. В модели сетевой социальности, созданной Цукербергом, все связи только горизонтальные, и нет вертикальных связей. Социальная сеть Facebook был создан как сеть для небольшого однородного сообщества – студентов университета, в котором все примерно равны и одинаковы, отношения между ними симметричные, но по мере расширения такой сетью и остался. Сообщение в ленте о том, что Х. подружился с такой-то знаменитостью звучит странно, создавая иллюзию отсутствия какой бы то ни было иерархии. С одной стороны, кажущаяся демократия. С другой, разрушение вертикальной иерархии опасно, потому что происходит идентификация только с членами своей группы, и нет никакого внешнего, внеположенного ориентира, к которому нужно тянуться и стремиться, никогда его не достигая, без чего, между прочим, невозможен личностный рост. Получается, что есть воображаемая идентификация с такими же, как мы, но отсутствует символическая идентификация с порядком или системой, которая больше нас.

Можно выделить две стратегии структурирования коммуникации, которые использует социальная сеть: первая — бессознательный бихевиористский импринтинг (пользователь становится заложником собственного движения по сети), вторая — нарциссическое инкапсулирование (пользователь влюбляется в сам язык коммуникации). Интимные интересы и потребности объединяет нас уже не с единомышленниками или соратниками, а с интерфейсами-фильтрами.  Телодвижения человека сводятся к «лайкам» и перепостам — теперь это основные акты продления коммуникации. Здесь наблюдаем очевидный переход от микрокоммуникации к итоговой глобальной идентичности.

Чем же является социальная сеть с психологической точки зрения? Онлайн-статус был призван обеспечить эффект присутствия, но вот новой ценностью  стал именно оффлайн. У человека появилось новое желание — побыть наедине с собой, перестать быть доступным по всем каналам связи — перейти в оффлайн. Слоган “Offisanewemotion” впервые озвучил Саймон Уотерфоп – креативный директор, основатель агентств POke и Fray, президент D&AD в 2007–2008 годах.

Социальная сеть провоцирует реакции

В жизни практически каждое действие сопровождается откликом на него, в социальной сети ответа нужно знать — и неизвестно, какое количество времени. Например, человек не знает, получит ли он ответ на личное сообщение, даже если человек находится онлайн, но хуже другое: часто люди, ожидая «поглаживаний», не знают, чего именно они хотят — ответа, комментария, лайка. При реальном разговоре человек получает всю гамму невербальных аспектов общения — жесты, взгляды, интонации, в соцсети восприятие сводится лишь к вербалике. частично компенсировать это призваны смайлы, однако разве нарисованная рожица сможет передать чувства, которые испытывает человек и которые отражаются на его лице? Люди, любящие Интернет-общение, в жизни не умеют «читать» по мимике изменения настроения, отношения.

Несомненно, социальные сети изменяют человека. Макклюэн обозначал две характеристики, которые определяют, как медиа изменяют мир: расширение и принцип взаимовлияния. Любой инструмент призван расширить возможности человека, в данном случае, нервную систему. У человека наблюдаются два расстройства — времени и информации. Время подчинилось получаемой информации, а информация в соцсетях всё уменьшается: люди предпочитают читать всё меньше и меньше – отсюда небольшие объемы постов и растаскивание цитат из книг. Распределяется информация не последовательно, как в жизни, а в хаотичном порядке — в ленту сыпятся картинки, посты, перепосты, обрывки текстов, чужие переживания – и всё от самых разных людей. Профессор Сюзан Гринфилд так пишет об этом: «В сети существует возможность потери навыка мыслить последовательно, структурно. В интернете отсутствует хронологическая последовательность. Потому что, если вы знаете много вещей, но не проделываете мыслительную работу для того, чтобы их друг с другом связать, они остаются разрозненным набором фактов».  Человек разучивается искать причинно-следственные связи, делать выводы.

Любые сведения, поданные в форме историй, статей, сценариев, строятся на основе трехактной структуры. У любого произведения есть начало, середина и конец. Такая структура называется «аркой истории». Психологи отмечают, что мозг человек испытывает удовольствие и облегчение, когда попадает в «арку истории»: ему не приходится тратить время на монтаж, структурирование информации от разных людей — остаётся лишь извлечь смысл. В психологии существует целое направление- лечение историями. Людей учат правильно воспринимать и сочинять истории, в результате чего у человека тренируется способность мыслить последовательно и находить смыслы. Так, в ленте ЖЖ сообщения больше по объёму, но имеют эту структуру, облегчающую восприятие, чего не скажешь о социальных сетях, наводненных обрывками фраз. В соцсетях люди следят за сериалами, происходящими с их друзьями. Если же человек не будет понимать, как строятся истории, он не сможет действовать в жизни.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.