Роль стихов в бардовской песне. Уходящий жанр?

Наверное , любой человек имеет более — менее чёткое представление о том, что является «форматом» авторской песни , а что нет. Такое представление основано на типаже, относимом ко времени становления этого общественного выражения. Однако , поскольку данное явление так и не получило твёрдого определения, то и значение «авторская песня», так и не сложилось в понятие. Следовательно , всякое рассуждение о строгих критериях АП, здесь выглядит отчасти спекулятивным. А поскольку в рамках этого музыкально поэтического явления отыскали своё место адепты многочисленных «форматов» через приставку «бард» — от бард-рока и бард-попсы до бард-оперы, то помимо размытого перечисления свойств, всякие попытки определить жёсткие критерии «Авторской песни» видятся беспредметными . В равной мере и о стихах, привлекаемых к этому направлению, возможно сказать это же самое. Стихи «прогибающие» под себя мелодию и тексты, «прогибающиеся» под мелодию – в одинаковой мере имеют место быть песенной составляющей этого движения .

Но раз мы упоминаем о «границах», следовательно есть что-то, что их определяет? Безусловно. Однако , это не акцент на авторстве стихов и мелодии . Определение авторской песни, думаю , на данный момент лежит совсем не в культурной, а в некой общественной плоскости с одноимённым названием. «Авторская песня», как мне видится – теперь уже, прежде всего не мелодийно поэтический жанр, а социальная организация , постепенно эволюционирующая из изначального КСПшного движения в довольно упорядоченную систему администрирования со своими законами и внутренней иерархией. И предметом её, по существу , является уже не песня, сама по себе, а фестивально — концертная деятельность. В свою очередь , сами границы этого музыкально поэтического направления всё ещё определяются авторитетом «хранителей жанра» в соответствии с тем самым неясным представлением о формате, с которого мы начали этот разговор. А с другой стороны — диктатом того малочисленного слушателя, за счёт которого ещё теплится вся эта фестивально -концертная… И вот тут таится скрытый конфликт:

Наш слушатель «классической» бардовской песни неуклонно истощается. Для привлечения нового слушателя из тонкого круга эстетически «продвинутой» категории не достаёт, зачастую, ни поэтической, ни композиторской силы. Однако система АП подобно белковому организму будет всеми силами бороться за жизнь. Так, в борьбе за место под солнцем, она уже вынуждена обращаться к разноформатной, далёкой от бардовских традиций, аудитории . Т.е. по сути , подстраиваться под её запросы , сформированные чаще всего либо эстрадой, либо на зарубежных песенных традициях, либо… Словом , о стихах тут даже вопрос уже не стоит – здесь скажут об «уровне текстов». И «хранители» более не могут сопротивляться системе : Там, где в угоду концертной деятельности, словосочетание «автор-исполнитель» смещает акцент с первого слова на второе – там «хранители» уже «не в теме». Но, размывая границы жанра, торопясь, как ей кажется , вдогонку уходящему времени, «Авторская песня» неотвратимо теряет свою аутентичность. Да и авторитет .
Так где же тут рамки жанра? Они либо во внутреннем ощущении самого автора, либо там где заканчиваются вкусовые пристрастия неискушённого слушателя. Во всех случаях, выбор здесь остаётся за автором 🙂