Древние фрески теперь изучают с помощью спектрометров

В 2021 году в Институте археологии РАН была создана Лаборатория архитектурной археологии и междисциплинарного изучения архитектурных памятников. В работе лаборатории также участвуют студенты Государственного академического университета гуманитарных наук, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

Стартовавший проект призван всесторонне проанализировать фресковые росписи и получить комплексные естественнонаучные данные о декоративной штукатурке и технике многослойной живописи Георгиевского собора Юрьева монастыря в сопоставлении с другими памятниками Новгорода и существовавшими в то же самое время византийскими храмами с росписями в Болгарии, Македонии, Италии. Предполагается издание полного электронного и печатного каталога избранных фрагментов фресок, планируется построение 3D-модели Георгиевского собора изнутри и снаружи. Как полагают ученые, Георгиевский собор Юрьева монастыря – идеальный объект для таких исследований: внутри одного собора содержится целая история развития фресковой технологии от Древней Руси до начала XX века.

Главным содержанием первого этапа работ, часть которого уже проведена, стало изучение фресок методами точных наук – в частности, при помощи метода рентгеновской флуоресцентной спектрометрии и микроскопии.

В рамках проекта Институтом археологии РАН и Новгородским музеем-заповедником было приобретено специальное оборудование – рентгенофлуоресцентные спектрометры Bruker Tracer. Прибор, приобретённый Новгородским музеем-заповедником в марте этого года при поддержке Попечительского совета, значительно расширил научные и исследовательские возможности новгородских археологов и реставраторов, а также продвижения публикаций новгородских специалистов в российских и зарубежных научных изданиях.

Спектрометрический анализ даст ответ на ряд вопросов о технологии росписи: присутствовал ли в составе насыщенного голубого цвета один из самых дорогих пигментов – лазурит, который добывался в Афганистане, или он был заменен на не такой дорогой, но всё же редкий в России азурит? Из каких элементов состоит зеленый и красный пигмент, использованный в росписи XII века, а из каких – в более поздней росписи? Каким образом и в какой последовательности на стену построенного храма накладывались слои штукатурки и специального тонкого слоя подготовки под живопись, отличалась ли фресковая штукатурка по своему составу от строительной?

Подробнее на сайте https://vnovgorode.ru/vse-novosti/kultura/34609-domongolskie-freski-iz-raskopok-georgievskogo-sobora-yureva-monastyrya-izuchayut-s-pomoshchyu-spektrometra.html

Обязательно к прочтению!

Материалы на сайте размещаются в соответствии с условиями, представленными на странице "Условия".

Публикация, размещенная на данной странице, является исключительно выражением личного мнения её автора! Автор указан рядом с заголовком публикации.

Этот материал никак не связан с сотрудниками сайта или его владельцем и не обсуждался с ними перед публикацией!

В случае, если данная публикация нарушает Ваши права, просьба перейти на страницу "Контакты" и следовать предложенной там инструкции.